Одни из ведущих театральных критиков России, главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова и Алла Шендерова подводят итоги театрального фестиваля «Золотая маска», который прошел c 28 января по 15 апреля 2013 года в Москве.
Программа прошедшего фестиваля была чрезвычайно сбалансирована. Были представлены все пласты театральной жизни и все театральные поколения – от «Пристани» Римаса Туминаса, где задействовано все старшее поколение театра, до новаторских постановок Дмитрия Волкострелова.
Театральный критик Алла Шендерова говорит о снижении формализованности фестиваля и большей открытости новым течениям. В программу фестиваля стали включаться современные экспериментальные постановки, что в прошлом было не возможно.
Такая тенденция проникла и в российский театральный процесс в целом. Появилась постановка андеграундного режиссера Дмитрия Волкострелова на «буржуазной» сцене Театра Наций, один из самых ярких и радикальных режиссеров Константин Богомолов ставит «Идеального мужа» в МХТ им. Чехова.
Театры открывают свои двери на встречу «новому театру» и общеевропейской театральной жизни.
Были отмечены такие постановки программы, как «Таланты и поклонники» Миндаугаса Карбаускиса, «Король Лир» Константина Богомолова, «Фрекен Жюли» Томаса Остермайера, которые не получили наград, но были очень достойно представлены на фестивале.
А то, что лауреатом «Золотой маски» 2013 г. стал режиссер Марат Гацалов с постановкой «Август: графство Осейдж» (Театр «Глобус», Новосибирск), работой малой формы и из провинции, говорит о том, что границы фестиваля год от года расширяются.