Театр — Санкт-Петербургский Молодёжный театр на Фонтанке.
По пьесе Ж. Ануя.
Художественный руководитель постановки – Семён Спивак
Режиссёр – Андрей Дежонов
Художник – Э. Капелюш
В ролях – Р. Нечаев, Р. Щукина, С. Гавлич, С. Барковский и др.
«Здравствуйте, дорогие друзья! При просмотре этого спектакля вам предстоит не только очень большое удовольствие, но и труд. Потому что пьеса замечательного французского драматурга Жана Ануйя «Жаворонок», пьеса о Жанне Д`Арк – это не развлечение, это не удовольствие. Это очень глубокая внутренняя работа. Это попытка познать самое себя, познать, на что мы способны в экстремальных ситуациях, и какими мы можем выйти из этих ситуаций – предать или не предать.
Эта пьеса была очень популярна где-то в конце 70-х годов, когда к ней обращались театры-студии. И очень известным был спектакль Московского театра-студии на Юго-западе, постановка Валерия Беляковича. Этот спектакль явился одной из причин закрытия театра. Потому что слишком остро вставали там вопросы необходимости борьбы с неправедностью, несправедливостью, государственностью, которая давит, подавляет все живое в человеке.
Конечно, сегодня это спектакль о другом. И Спивак ставил этот спектакль немножко о другом. Он ставил спектакль о юной женщине Жанне Д`Арк, которую изумительно играет Регина Щукина – вы уже видели эту актрису в других спектакля Молодежного театра. Он ставит спектакль о человеке, познающем самое себя и пытающемся понять, почему так несправедливо устроен мир.
Одна из лучших сцен спектакля – это дуэт Регины Щукиной и Сергея Барковского, играющего короля, когда простая деревенская девочка Жанна Д`Арк остается наедине с королем Франции и пытается объяснить ему, как он должен вести себя, чтобы его народ был счастлив. Как он должен вести себя, чтобы его страну не захватили чужые люди, чтобы в этой стране люди были счастливы. И за эти свои убеждения, как вы знаете из истории, Жанна идет на костер – ничего другого уже для нее не остается.
И очень сильно в спектакле – вы увидите это в финале – решена ее смерть. Это огненное колесо, которое прокатывается не только по сцене театра, но ощущение такое, что прокатывается оно и по нашим с вами жизням. Потому что благодаря этому спектаклю мы стали причастны к каким-то очень высоким мыслям и очень высоким чувствам, которых, может быть, нам сегодня в жизни часто не достает».
Наталья Старосельская
театральный критик