Театр: МХТ им. А.П. Чехова
Сценарий и постановка: Юрий Еремин
По рассказу: Андрея Платонова
В ролях: Олег Табаков, Алексей Гуськов, Ирина Гордина, Ваня Моисеев, Лия Мукаева, Юлия Галкина
«Рассказ «Возвращение», по-другому он называется «Семья Иванова», открыл для меня режиссер Юрий Еремин. Это был юбилей Победы, но не 65-летия, а еще 50-летия. Полувековой юбилей Победы, когда вдруг режиссеры поняли, что поразить зрителя масштабными батальными сценами не получится и стали искать, и находить замечательные семейные истории.
Сначала Юрий Еремин выпустил на сцене театра Пушкина спектакль «Семья Иванова» к полувековому юбилею победы. Он тогда руководил этим театром. И буквально в те же самые дни к юбилею Победы вышел второй спектакль в российском академическом Малом театре под сценой театра, в скрытом до тех пор от зрителя пространстве. Там Алексей Бородин выпустил спектакль «Одна ночь» по пьесе Евгения Львовича Шварца.
Этот спектакль о том, как ленинградцы коротали дни и ночи блокады. И вот это было открытие театра того времени. Еремин открыл эту историю солдата, офицера, который возвращается с фронта. По пути он сходит, влюбляется. Короткий роман. Возвращение домой. И вдруг выясняется, что возвращение к мирной жизни и возвращение в родную семью ничуть не проще психологически, чем преодоление боевых преград, взятие безымянной высоты или города. За что ему только-только на фронте давали медаль. И мысль о том, что здесь, дома он не понят так, как только что был понят в этом случайном схождении с этой незнакомой женщиной, попытка уйти из дома и вернуться. И возвращение, когда он видит бегущих за поездом детей. И эти дети убеждают его в том, что нет, он вернулся. Возвращение, как процесс. Возвращение с фронта, как драма, как трагедия, как еще одна новая солдатская правда, правда мирной, а не военной трудной жизни. Мне кажется, это было замечательным театральным открытием Юрия Еремина.
И когда пришло время нового юбилея, он не стал искать лучшего. Он решил не повторить, но сделать еще один спектакль по этому рассказу, построив его совершенно иначе. Это уже была малая сцена МХТ имени Чехова. Олег Табаков, для которого тема войны по прежнему остается одной из самых личных и болезненных, о чем он не устает повторять, какое бы интервью он не давал, о чем бы его не спрашивали. Есть несколько тем, о которых он считает нужным сказать. И о войне он говорит почти в каждом своем разговоре с журналистами. Почти в каждом своем интервью. Мне кажется, это очень важно. То, что он чувствует эту ответственность. Как в одном из стихотворений фронтовом: «Да, я знаю, никакой моей вины, что не вернулись многие с войны. Нет никакой, но все же, все же, все же…» Такое впечатление, что Табаков чувствует не вину свою, но долг говорить о войне. И выходит он ни как актер, ни как герой рассказа Платонова, а как актер Олег Павлович Табаков, народный артист СССР, художественный руководитель МХТ имени Чехова, и директор этого театра. Он берет в руки журнал «Новый мир», где впервые был опубликован этот рассказ, раскрывает его и начинает читать. И так постепенно с этой дистанции 60-х годов, когда был опубликован этот рассказ, он приближает нас к 45-му году, к герою, которого сыграл Гуськов. И появление Табакова, не участника войны, но ребенка войны.
И сегодня мы уже понимаем, что «дети войны» – это еще одна новая и не менее жестокая правда, и не менее трудная доля, чем доля фронтовиков. Чем доля тех, кто что-то делал, почти круглые сутки, не зная сна и покоя в тылу. Чем доли тех, кто оказался на оккупированных территориях, которые не заслужили тех страшных испытаний, которые им приготовила послесоветская власть, заставляя без конца в чем-то виниться и признаваться. Это посредничество ребенка войны, который берет на себя Табаков, мне кажется очень важным в этом спектакле. И поэтому спектакль Юрия Еремина, второе его обращение к рассказу Андрея Платонова «Возвращение» или «Семья Иванова» мне кажется одним из очень интересных и лучших спектаклей о войне, которые вышли за последние годы».
Григорий Заславский
театральный критик