Театр — Санкт-Петербургский Молодёжный театр на Фонтанке.
По пьесе А. Чехова
Режиссёр – Семён Спивак
В ролях – Е. Унтилова, С. Строгова, А. Геллер, В. Кухарешин.
«Три сестры» Антона Павловича Чехова – этот спектакль появился в Молодежном Петербургском театре на Фонтанке несколько лет назад. И сразу, буквально с первого своего показа, еще допремьерного, он завоевал огромный успех в городе.
Я очень хорошо помню, как первый показ этого спектакля состоялся летом, в августе. Было очень жарко, все плавилось вокруг. И я подумала, что, наверное, сегодня в театре будет очень мало народу, потому что это было еще перед выходными днями. Думаю: «Люди все устремились за город, к заливу, в леса». И меня поразил переполненный, битком набитый зал Молодежного театра на Фонтанке. Это было еще в их старом помещении, где яблоку негде было упасть, где было очень много молодежи. И где люди, не отрываясь, следили за этой хорошо всем известной, хрестоматийно знакомой истории трех сестер и их брата, начавшейся в тот день, когда была первая годовщина смерти отца, генерала Прозорова, когда справлялись именины младшей из сестер Ирины. И которая заканчивалась, спустя несколько лет, одиночеством этих трех сестер и гибелью барона Тузенбаха.
Ничего нового в этой истории Спивак не открыл для нас. Ничего яркого, необыкновенного, броского там не происходит. Там просто происходит бесконечно подробная жизнь этой семьи, этих людей, где все очень хотят быть счастливыми, но все бесконечно остаются несчастными, потому что вот так сложилась жизнь.
И финальная фраза этого спектакля: «Если бы знать, если бы знать», — она очень больно ударяла в сердце, в душу каждого зрителя. Потому что если бы мы с вами знали заранее, как сложатся наши жизни, может быть, мы тоже постарались бы что-нибудь в них изменить и прожить их как-то немножко иначе.
Спивак угадал вот это наше состояние, вот это наше настроение, это желание, ну, хоть какой-то гармонии, хоть чуть-чуть этой гармонии, чтобы было у каждого человека. И поэтому этот спектакль пронзающий.
Я не могу удержаться, чтобы не рассказать вам такую немножко забавную и немножко грустную историю о том, как однажды я приехала на этот спектакль и встретила замечательного ученого, театроведа, умницу, удивительно светлого человека, Льва Гительмана, преподавателя Театральной Санкт-Петербургской академии, который, увидев меня, сказал очень настороженно: «Мне сказали, что вы смотрите этот спектакль в восьмой раз?!» И с изумлением на меня посмотрел. Я ему ответила на это: «Лев Иосифович, тот, кто вам это сказал, ошибся. Я приехала на этот спектакль в девятый раз». Лев Иосифович отошел от меня с некоторым недоумением, на прощание сказав мне о том, что он думал обо мне как-то лучше. Он думал, что я умнее, что у меня меньше свободного времени и т.д.
Но когда мы встретились после спектакля, он был невероятно взволнован. Он обнял меня и сказал: «Каждый раз, когда здесь в Молодежном театре будет идти этот спектакль, я буду приходить на него». Но, к сожалению, жизнью ему было отпущено слишком мало. Он не успел его больше посмотреть. И ушел из жизни с единственным воспоминанием об этом спектакле, который он видел только один раз».
Наталья Старосельская
театральный критик