Театр: Хабаровский музыкальный театр
Музыка: Владимир Дашкевич
Пьеса: Юлий Ким по мотивам романа Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»
Режиссёр: Владимир Оренов
«Многие люди, которые сейчас сидят у экрана, бывали в Европе, объездили полмира. Но наверняка очень многие не бывали на нашем Дальнем Востоке. Вы знаете, это удивительное место. Я давно туда езжу, знаю очень хорошо Дальний Восток, влюблён, встречал там рассветы. Первые рассветы нашей страны. Знаете, как поют птицы над океаном. Или над Амуром. Это поразительные места. Там около восьмидесяти процентов солнечных дней в году. Там всегда солнце. Может быть, поэтому там особый успех имеет музыкальный театр. Особенно когда ставят музыкальные комедии. Там, должно быть, солнце в крови.
Музыкальный театр Хабаровска, о котором пойдёт речь, давно существует, много лет. Сначала в старинном здании на берегу Амура, потом для него было выстроено, ну как и положено, огромное здание из стекла и бетона. Но не такое отвратительное, как обычно бывают эти здания из стекла и бетона. Вполне приемлемое. Там работали многие яркие исполнители, режиссёры. Был период, когда работал блистательный режиссёр Юрий Изакинович Гриншпун, один из лидеров нашей режиссуры музыкального театра. Сын Изакина Абрамовича Гриншпуна, знаменитого педагога Ленинградского театрального института и племянник композитора Шварца, замечательного композитора. Он создал целую школу, целое направление в Хабаровске, актёров музыкальной комедии. Потом он ушёл из жизни. Прошли несколько лет.
Так оказалось, что я в городе появился, и меня попросили поставить музыкальный спектакль в этом театре. К тому времени спектаклей Гриншпуна почти не шло, период у театра был непростой. Появлялись спектакли лучше и хуже. Но было очень много такого, знаете, банальной оперетты. Не в хорошем смысле традиционной, а какой-то мёртвенькой, какой-то неживой. Как будто в ней была жизнь, да ушла. И она вроде бы и шевелится и канканирует, но азарта нет. А этого жанра без азарта себе представить нельзя. Я очень люблю оперетту, но мне важно было найти материал, где бы говорились вещи очень серьёзные про наше общество. И такой материал я нашёл. Это пьеса Юлия Кима, нашего замечательного барда, по мотивам романа Владимира Войновича «Солдат», о солдате Иване Чонкине.
Пьеса называлась «Самолёт Вани Чонкина». О ней Войнович, прочитав эту пьесу, сказал: «Ну, три своих слова я нашёл». То есть эта пьеса полностью Кима. Там говорится, в ироническом плане конечно, в ироническом ключе, в эксцентрическом ключе, в форме даже иногда гиньоле, говорится об обществе, о развитии, о предвоенных годах, о сталинизме, о том, как всё это происходило, и о любви. Ну какая музыкальная комедия без любви? Музыку написал блестящий композитор Владимир Дашкевич. Вы его знаете по «Бумбарашу», вы его знаете по сериалу о Шерлоке Холмсе и по многим другим чудесным произведениям.
Вот это всё было поставлено, имело в городе серьёзный успех, хотя за день до премьеры все были уверены, что — провал. Что абсолютный провал. Старались не глядеть друг другу в глаза. Настолько это было не похоже на то, что шло до этого в этом театре и считалось вполне приемлемым. Нет, был успех. Потом был успех в Москве. Потом была «Золотая Маска» 2008 года за лучший музыкальный спектакль России, и приз за лучшую роль мужскую получил Владлен Павленко. Я говорю об этом более печально, чем радостно потому что в июле этого года Влад погиб. Никак не связываю это с «Самолётом Вани Чонкина», но он мечтал летать. Он мечтал управлять спортивным самолётом. Он исполнял в этом спектакле роль Кузьмы Гладышева. Замечательная роль, вот она и получила «Золотую Маску». Он поехал в Прагу вместе с инструктором. Их самолёт упал где-то в горах. Их долго искали, нашли, и город потерял своего любимца.
И сейчас нужно вроде бы чтоб спектакль жил. Я очень много думаю сейчас, как восстановить его, меня просят сделать ввод. Но никто не сыграет лучше Влада. Поэтому я принял решение, что отдельные, самые большие сцены он будет играть сам. То есть на экране будут показаны те, самые существенные вокальные, музыкальные куски, которые исполнитель роли Кузьмы Гладышева делал блистательно. Пусть сам введётся на свою роль, но на плёнке.
А нынче музыкальный театр Хабаровска соединился в одно объединение с краевым театром Драмы. Так появился крупнейший театр Дальнего Востока и, кажется, Сибири даже. Он становится огромным объединением, где в одном месте будут собраны оркестр, хор, балет, актёры драмы, солисты музыкальные. И честно говоря, в творческом смысле мне это очень по душе. Мне кажется, у этого театра есть интересные художественные перспективы».
Владимир Оренов
режиссёр