Театр: Государственный академический Малый театр
Режиссёр-постановщик: Андрей Житинкин
В ролях: В.И. Бочкарёв, Э.А. Быстрицкая, А.В. Вершинин, Б.В.Клюев, В.Г. Зотов. В.В. Андреева, А.Е. Дривень
«Я рад представить зрителям телеканала ТЕАТР спектакль Государственного академического малого театра «Любовный круг» по пьесе Сомерсета Моэма. Почему я об этом говорю с такой странной интонацией? Потому что это была последняя работа и перевод, который сделал для нас Виталий Яковлевич Вульф, знаменитый наш историк театра, телеведущий и т.д. Он сделал для нас новую версию. И спектакль называется в версии Малого театра «Любовный круг» по пьесе «Круг». Из трех актов сделано два, хотя все сюжетные линии, все-все осталось, и более современный такой по языку перевод.
Это было последнее, что он сделал. И он это сделал в расчете на потрясающих мастеров, сейчас мы бы уже сказали, наверное, — старой школы. Понятно, что леди Кити всегда мечтали сыграть все выдающиеся актрисы в очень многих странах мира: английские, французские. И если не было, скажем, такой яркой индивидуальности, как Элина Аврамовна Быстрицкая, может быть, даже и не состоялся, вообще, весь этот спектакль. Плюс, замечательные партнеры.
Вот эта плеяда мастеров: народные артисты Василий Бочкарев, Борис Клюев, — это замечательные актеры. Это те актеры, на которых сейчас держится слава Малого тетра. А если говорить о Быстрицкой, я был удивлен как постановщик, что ее все привыкли видеть гранд-дамой, привыкли видеть героиней, не зная, что Элина Аврамовна – потрясающая, я бы сегодня уже сказал точно, характерная актриса.
Так сложилось, что почему-то не было почти таких ролей в ее биографии. И вообще, здесь есть особая тема. Не могу об этом не сказать, как режиссер – все-таки наши великие актрисы иногда имеют огромные паузы, то есть это огромные лакуны в их творческой биографии. Можно просто пожалеть, что Элина Аврамовна восемь лет не имела новой работы в театре. А уж если подумать о новой главной роли в спектакле, который как бы на нее поставлен специально, то, наверное, еще больше.
Мы спектакль «Круг» поставили специально на нее. Вы увидите, что она там сбросила и возраст, и года, и она в замечательной форме. И вообще, это было неожиданно для малого театра. Я даже знаю, что когда мы спектакль сыграли для – у нас есть такое понятие «папы-мамы», то есть для своих, для приглашенных – некоторые зрители или знакомые актеров и т.д., поскольку программок еще не было, они даже не узнали Быстрицкую поначалу. То есть они потом догадались, что эта взбалмошная леди Кити, жеманная и т.д. – что это и есть та самая Элина Аврамовна. Вот это чудо перевоплощения меня как постановщика и режиссера безумно радовало.
Еще не могу не сказать, что и тут мы попали в энциклопедию, потому что мы впервые… Если вдуматься, я не ожидал, но это так, это случилось – мы впервые в истории Малого театр поставили Сомерсета Моэма. Раньше никогда этот автор в Малом театре не шел и не игрался. То есть считалось, что он был буржуазным.
Вы знаете, в советское время его ведь не очень жаловали, Сомерсета Моэма. Это считался автор очень рафинированный, не для всех. И что же делается? Сейчас абсолютно все те же проблемы. Мы живем в таком же нормальном буржуазном обществе. У нас очень похожие появились ценности. Но, наверное, нет ничего, может быть, главнее, чем семья и любовь. И трагично, что у кого-то это складывается, у кого-то не складывается.
В этой веселой путанице, которую вы увидите в спектакле Малого театра «Любовный круг», в этой кутерьме – очень глубокий философский смысл. Я не буду его раскрывать в надежде, что вы получите огромнее удовольствие от работы действительно замечательных актеров еще и среднего поколения. Я бы назвал заслуженных артистов: Вершинин, Зотов, Складчиков, — это уже другое поколение актеров Малого театра, которое идет за старшим. Так вот, у них точно такие же – почему называется «Круг» — точно такие же, похожие проблемы. Раскрывать не буду.
Но, как ни странно, конкуренция мастеров и актеров среднего поколения ощущается даже в спектакле. Мне это очень приятно, потому что я всегда считаю, что должна быть какая-то здоровая творческая атмосфера и конкуренция. И действительно, вы увидите в этом спектакле много импровизаций – не буду раскрывать, где. Очень много скрытого юмора и философии.
Я не буду тоже ее до конца раскрывать, потому что каждый, я думаю, свой смысл сможет извлечь их этого спектакля. Но это непростая пьеса. Я бы даже сказал, что это не просто комедия. А это трагикомедия. И вы увидите во втором акте совершенно другую Быстрицкую. То есть, конечно, движение в роли, эволюция замечательная. Она начинает первый акт в одном ключе, а завершает спектакль в другом.
Я очень люблю этот спектакль, на который в Москве, в Малом театре практически невозможно попасть, если заранее не заказали билеты».
Андрей Житинкин
режиссёр-постановщик