Театр — Златоустовский драматический театр «Омнибус».
По пьесе М. Зощенко.
Режиссёр – Б. Горбачевский
Художник – Б. Лысиков
«Здравствуйте, дорогие друзья! Вы увидите еще один спектакль театра «Омнибус» из города Златоуста в постановке режиссера Бориса Горбачевского, возглавляющего этот театр. Я думаю, что вы уже увидели и оценили его удивительное разнообразие. Он ставит много, ставит по-разному. Никогда невозможно представить себе, что на этот раз выберет этот человек для того чтобы привлечь зрителей. А зрителей он вырастил в городе Златоусте уже достаточно взыскательных, которые приходят в театр, зная, что они пришли в свой театр и обязательно увидят что-то необыкновенное, чего они еще там не видели.
И вот Горбачевский выбирает для постановки пьесу Михаила Зощенко «Парусиновый портфель», написанную в самом, можно сказать, начале, во втором десятилетии ХХ века. Казалось бы, ну, что нам сегодня эта забавная, непритязательная история? Чему она может научить, что она может сказать? Да, блестящий язык Зощенко. Да, великолепно очерченные комедийно, сатирически, драматически подчас, персонажи. Но, собственно, какое это имеет отношение ко всем нам?
Горбачевкский называет свой спектакль «Любовь, интриги и портфель». И вот это забавное, с одной стороны, и очень многозначное, с другой стороны, название оправдывает. Оно становится своеобразным, если можно так сказать, жанром. Потому что это позволяет Горбачевскому включить множество реалий того времени, которые для кого-то из нас могут восприниматься ностальгически, потому что эти реалии продержались добрых семь десятилетий в нашей жизни. Для кого-то, может быть, раздражающими. Но когда входишь в зал театра и видишь плакаты, слышишь бравурную музыку, а потом начинают маршировать в духе «синеблузников» артисты, которые скандируют какие-то, с точки зрения сегодняшнего дня, не просто смешные, а нелепые стихи о том, как мы все должны жить и чему мы должны подчинять свою жизнь, — сразу устанавливается определенное настроение. Нам становится очень смешно. И мы смеемся над собой.
Когда-то, если помните, Маркс сказал о том, что люди, смеясь, расстаются со своим прошлым. И вот на этом спектакле я думала: «А, может быть, мы уже дошли до этой точки, до этой стадии, когда мы действительно расстаемся со своим прошлым?» Потому что мы смеемся, и никуда от этого не можем деться. Нам смешно все то, что происходит.
Хотя, эта история бесконечно запутанная. Я думаю, что если вы не читали эту пьесу, то вы получите огромное удовольствие хотя бы от разгадывания тех бесконечных ребусов, из которых она состоит. Когда совершенно непонятно, кто кому кем приходится, каким образом завязался тот или иной роман, и выясняется, что и романа-то никакого нет. И все это наслаивается одно на другое. И замечательные артисты театра «Омнибус», которых вы уже знаете по другим спектаклям, они играют здесь совершенно особенно. Они играют в духе какого-то забытого немножко театра, не так, как мы с вами привыкли сегодня смотреть комедии и видеть, как артисты пытаются рассмешить зал. Нет, здесь этого не происходит. Они не смешат вас, они просто это проживают. А вся нелепость этих историй, которые они проживают, она и отзывается нашим с вами смехом – очень радостным смехом.
Я желаю вам хорошо провести эти часы у телеэкрана».
Наталья Старосельская
театральный критик