В рамках фестиваля «Открытый урок: Станиславский продолжается», проводимого МХТ им. Чехова c 15 по 21 октября 2012 г. в честь 150-летнего юбилея Константина Станиславского в Студии театрального искусства состоялся круглый стол «Современные режиссерские школы». Модератором встречи выступил режиссер Сергей Женовач.
«За круглым столом» собрались как российские театральные деятели (Анатолий Смелянский, Дмитрий Крымов, Адольф Шапиро, Евгений Каменькович, Виктор Рыжаков), так и их зарубежные коллеги: Джим Томас (США), Пол Аллейн (Великобритания), Мэтью Макваер (США), Дэвид Чемберс (США), Казимир Лиске (актер, режиссер, США), Дассия Поснер (США), Майкл Ёрли (Великобритания), а также те, кому удалось поработать и там, и там (Ян Буриан, Казимир Лиске).
Такой международный формат встречи дал возможность проанализировать проблемы современной режиссуры в мировом контексте. Участники говорили о различии методов воспитания режиссеров в разных странах, об отличиях русской и иностранной образовательных программ для театральных деятелей. В Англии, например режиссуре не учат вообще. Режиссеры вырастают из актеров и других практиков театра.
Российские режиссеры, педагоги смогли поделиться и своим опытом в воспитании нового поколения режиссеров. В отечественной практике за 90 лет, со времени первого набора, накопился колоссальный опыт режиссерской школы. Особое признание получили традиции обучения по системе мастерских, а также совместного обучения актеров и режиссеров, как методы, наиболее полно раскрывающие творческую индивидуальность творца.
Вывод, с которым все участники дискуссии согласились — режиссуре научить невозможно. И главная проблема состоит в необходимости создания условий, атмосферы для самообучения профессии. Основное в воспитании режиссеров это развитие «главного мифического органа в организме режиссера – души».