Театр — Минусинский театр драмы.
По пьесе Нелли Матхановой
Постановка – Алексей Песегов
В ролях – Наоми Каваками, Кэйсукэ Мукаигава, Алексей Шрамко, Артём Лопатин, Наталья Котельникова и др.
«Здравствуйте, дорогие друзья! Вам предстоит знакомство с очень интересным театром – Драматическим театром, который находится в далеком-далеком сибирском городе Минусинске, городе очень небольшом, в Красноярском крае. И хотя это очень небольшой город, который отчасти все еще остается деревянным, изумительные улицы из деревянных домов, — это город, в котором есть большая культурная традиция. Во-первых, театр, существующий с самого начала ХХ века. Во-вторых, и даже, во-первых надо было бы сказать, — это город, в который ссылали декабристов, в который ссылали потом петрашевцев. Они жили там и, соответственно, создавали некую культурную ауру этого города. И, вы знаете, это все осталось. Сохранились эти традиции не только в виде небольших музеев, которые там есть, но и просто в какой-то генной памяти тех, кто живет в этом городе.
Театр там замечательный. Театр очень интересный, несмотря на то, что он затерян так далеко среди тайги на просторах нашей необъятной Родины. Этот театр трижды был участником очень престижного фестиваля «Золотая маска» и дважды увозил с этого фестиваля награды.
Работает в этом театре уже очень много лет режиссер Алексей Песегов. Он очень широк в своих взглядах, в своих пристрастиях. Он может ставить пьесу Семена Лобозерова, а сразу после нее обратиться к серьезнейшему роману Анатолия Мариенгофа «Циники» и сделать из него спектакль, который покорил и город Минусинск, и затем многие города Сибири, и затем, наконец, получил премию на «Золотой маске».
Он поставил Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Он поставил «Вишневый сад» Чехова. Он очень редко, но все-таки иногда ставит в других городах. И одним из интереснейших его спектаклей стал купринский «Гранатовый браслет» в Нижегородском театре драмы.
И вот на этот раз Алексей Песегов обратился к материалу очень неожиданному. Здесь надо сказать о том, что он не просто сибиряк, а он патриот Сибири, патриот своего края, человек, обожающий все, что его окружает: тайгу, эти невероятно мощные реки. Об этом был, кстати, один из его очень интересных спектаклей – «Черный тополь». Его привозили в Москву, и игрался он в два вечера на сцене Московского ТЮЗа.
А сейчас Алексея Песегова заинтересовало то, что, на самом деле, очень мало, кого интересовало. Сибирская драматург и журналист Нелли Матханова написала пьесу о японских военнопленных, которых было в Сибири после войны очень и очень много. Это ее детская память. Она помнила этих людей, она помнила их страх перед русскими. Она помнила, как они работали. Она иногда наблюдала их в быту. И все это запечатлелось в детской памяти и, спустя много лет, вылилось в пьесу под названием «И в Сибири сакура цветет».
Задумка Алексея Песегова поставить этот спектакль вылилась в международный проект. Потому что в спектакле приняли участие и японские артисты, которые играли военнопленных. Не будет никаким преувеличением сказать, что и в Минусинске, и в Красноярске, где он был позже показан, этот спектакль произвел фурор. Потому что как бы много не открывалось сегодня перед нами, как многое не знали бы мы о далеких временах, но вот эта тема японских военнопленных все-таки во многом остается еще закрытой.
Тем более, что в этой пьесе есть и линия любви, есть и линия внезапно вспыхивающей и продолжающейся потом на протяжении лет дружбы между японцами и русскими. В ней есть трогательность, в ней есть наивность. И в ней есть мысль, самая главная, мысль о том, что люди – это люди, и ничто не может им помешать быть вместе, — никакая война, никакая страшная реальность.
Вы увидите этот спектакль. Я не буду рассказывать о нем, потому что все это, я надеюсь, вы увидите сами».
Наталья Старосельская
театральный критик