Театр: Московский драматический театр «Бенефис» п/р Анны Неровной
По пьесе Александра Вампилова «Двадцать минут с ангелом»
Режиссёр-постановщик: Анна Неровная
Сценография: Владимир Боер
В ролях: Евгений Любимов, Алексей Рыжков, Григорий Анашкин, Виктор Куликов, Иван Савченко, Галина Волошина, Анна Пухова
«Театр «Бенефис» рождался как многие студии в то время. Анна Неровная, руководитель театра, была актрисой, получив актерское образование, потом через какое-то время стала режиссером, окончив ГИТИС. Она, как и многие в конце 80-х, прошла через испытание хозрасчетом, через иллюзию самофинансирования. Ей, женщине, простительны эти иллюзии и фантазии. Потому что куда более старшим ее коллегам, более опытным, таким как Валерий Фокин, Юрий Еремин, тоже в тот момент казалось, что театр может выжить и без постоянной бюджетной, государственной дотации.
Эти иллюзии довольно быстро улетучились, но театр не сгинул. Его под свое крыло взял комитет по культуре. И театр начал работать в том же самом месте, где и сейчас, в Новых Черемушках, недалеко от метро. И это, мне кажется, вызывает особое дополнительное уважение. Потому что, работая на Тверской, многие не заполняют свои залы полностью. Но на Тверской, в центре Москвы, на Триумфальной, работать намного легче, проще. А Неровная работает в Новых Черемушках. Район интеллигентный, но все равно в Москве, в таком крупном мегаполисе эта привычка неистребима: те, кто хочет в театр, едут в центр. И Неровная работает больше для тех, кто живет в этом районе, недалеко от этой станции метро.
Теперь уже о самом спектакле «Ангел». Для меня спектакль был неожиданностью. Не только в Современнике, где Валерий Фокин ставил спектакль «Провинциальные анекдоты», но и вообще, кто бы и когда бы не брался за этот первый анекдот Вампилова, «Двадцать минут с ангелом», его всегда соединяли со вторым, «Случай с метранпажем», который был дописан для полноценности спектакля. «Двадцать минут с ангелом» в театре Бенефис идет под названием «Ангел». Неровная берет и обрубает все придуманные опытным драматургом Вампиловым связи и дополнение, дописывание к этому первому анекдоту.
Вампилову было чуть больше 20 лет, когда он это написал. Это была история совершенно сказочная и для того времени, и для нашего тоже. Когда человек вдруг расстается с деньгами. Вампилов дает этому вполне логическое объяснение. Тот шок, который переживает герой, получает довольно прозаическое и трагическое объяснение в финале Вампиловской пьесы. Мне кажется, что в постановке Неровной есть какая-то особая смелость еще и потому, что она называет свой спектакль просто «Ангел. Все-таки в Вампиловском названии, «Двадцать минут с Ангелом», больше иронии и самоиронии.
Неровная приглашает к сотрудничеству известного художника Владимира Бойера, известного и потому, что он почти постоянно оформляет спектакли Романа Виктюка. И в этом спектакле он выстраивает цепочку дверей. Действие происходит в гостинице, общежитии, в уже мало понятной сегодняшнему зрителю ситуации, когда командировочный приезжает куда-то в далекий город за комплектующими деталями или за чем-то еще.
Мы переживаем всплеск нового интереса к драматургии Вампилова. Много ставят сейчас и «Утиную охоту», и «Прошлым летом в Чулимске». «Прощание в июне» снова начали ставить. Все равно загадочность его драматургии остается. Потому что как непонятен был сто с лишним лет назад Антон Павлович Чехов с его то ли сюжетом, то ли историей, то ли не историей, то ли герой, то ли только какие-то подступы к персонажам. Так и у Вампилова.
Кто они такие? Они совсем плохие, или они плохие с просветом и проблеском хорошего. Вот у Анны Неровной они все с проблеском, это в спектакле дается через музыку. Через песни. Спектакль завершается песней, которой у Вампилова нет. Но режиссеру кажется, что это оправдано.
Если возвращаться к оформлению спектакля, очень важно понимание драматургии, которую предлагает Анна Неровная. Череда дверей — это гостиница. Двери есть, а стен нет. И это замечательная картинка, такого коммунального быта, сегодня совершенно непонятного. А тогда естественного и понятного всем. И это дает дополнительное понимание этой Вампиловской истории».
Григорий Заславский
театральный критик