Театр «Школа современной пьесы». Спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина»

19 октября 2013 г. в театре «Школа современной пьесы» состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» в постановке художественного руководителя театра Иосифа Райхельгауза. О литературной основе – одноименной пьесе Михаила Хейфеца – Иосиф Райхельгауз говорит, что давно не встречался с материалом такой сложности.

Без диалога, без единого сюжета, обозначенных мест действия разворачивается целая история несостоявшегося подвига. Спектакль приходилось буквально сочинять до мельчайших подробностей пространства, места действия, персонажей, характеров. Поэтому Иосиф Райхельгауз в этот раз выступает не просто в роли режиссера-постановщика, а в качестве автора спектакля. Среди исполнителей: Александр Овчинников, Иван Мамонов, Николай Голубев, Татьяна Циренина, Валерия Кузнецова, Даниэлла Селицка.

Пьеса состоит из двух линий – почти новодрамовская бытовая линия о жизни «маленького человека», которая могла бы стать отдельной пьесой, и линия Пушкина. Но сопряженные вместе, они рождают новую смысловую конструкцию, которая очень точно отображена в художественном решении спектакля (сценография — Алексей Трегубов). Действие разворачивается на месте дуэли Пушкина на Черной речке – площадке, заполненной черными пластиковыми песком. Помимо музыки Чайковского, Вагнера, Моцарта спектакль наполнен множеством цитат из мировой классики.

«Пушкина я возненавидел еще в детстве…», — так начинается повествование о простом человеке по фамилии Петунин, который всю свою жизнь прожил, постоянно соотносясь с Пушкиным. Но пьеса и спектакль, напротив, о любви к Пушкину. Пушкин как ключ к собственному самосознанию, который необходим каждому человеку, чтобы оставаться личностью.

«Спасти камер-юнкера Пушкина» – это попытка спасти его от учебников русской литературы, от системы образования и за повсеместными шаблонами и клише увидеть живого поэта.

Комментарии без регистрации: