Театральный критик Павел Руднев дает ретроспективу и делится своими впечатлениями от фестиваля «Открытый урок: Станиславский продолжается». Фестиваль прошел с 15 по 21 октября 2012 г. в рамках Года Станиславского в Московском Художественном театре и посвящен 150-летию со дня рождения выдающегося театрального режиссера, актера, педагога, основателя МХТ.
Фестиваль, собравший спектакли девяти крупнейших театральных школ всего мира, дает представление о грани Станиславского-педагога. Это возможность оценить то, что происходит после системы Станиславского, как великие революционные преобразования находят отражение в современном театральном процессе.
По словам Павла Руднева, каждый спектакль – это огромный потенциал для расширения студенческого репертуара учебных школ в России и возможность уйти от обучения на ставших уже стереотипными текстах. Это и киносценарий Райнера Фассбиндера «Катцельмахер» (спектакль римской актерской школы La Cometa , реж. Лиза Ферлаццо Натоли), и спектакль «ФутуризмЗрим» по манифестам и стихотворениям русских футуристов (Санкт-Петербургская академия театрального искусства, реж. Юрий Васильев).
Открывала фестиваль мастерская Яцека Луминского (Краковская актерская школа), представившая хореографическую постановку «Трех Сестер» А.П. Чехова, где современная хореография находит слияние с польскими и еврейскими этническими традициями.
В числе участников фестиваля были также: Венгерский университет театра и кино (кукольно-драматический спектакль «Пробуждение весны» по пьесе Франка Ведекинда, реж. Роберт Алфёлди), American Conservatory Theatre с постановкой «Дом Бернарды Альбы» по роману Федерико Гарсии Лорки (реж. Стивен Бюшер), актерская школа им. Роуз Бруфорд (спектакль «Страницы из книги»).
Школа-студия МХАТ выступила сразу с тремя работами. Это «Метаморфозы» по текстам Овидия (реж. К. Серебренников и Д. Бобе), спектакль второго курса Дмитрия Брусникина «Это тоже я», сделанный по технологии verbatim, и «МЫ — КарамазоВЫ» Виктора Рыжакова.