В самом конце сезона 2011/2012 режиссёр К. Богомолов выпустил спектакль «Год, когда я не родился», ставший его второй работой, сфокусированной на проблемах советского прошлого, последствия которых мы расхлёбываем до сих пор. В ролях – Олег Табаков, Наталья Тенякова, Дарья Мороз, Павел Табаков, Александр Голубев, Роза Хайруллина, Анна Чиповская и другие.
В самом конце минувшего сезона 2011/2012 режиссёр Константин Богомолов выпустил спектакль «Год, когда я не родился», ставший его второй большой работой, сфокусированной на проблемах советского прошлого, последствия которых мы расхлёбываем до сих пор. Первым спектаклем был нашумевший «Лир. Комедия».
На этот раз Богомолов берёт пьесу Виктора Розова «Гнездо глухаря» и отказывается от излюбленного приёма смешения литературных материалов: пьеса предстаёт перед зрителем последовательно, логично, без существенных изменений и добавлений. Новацией для российского театра является способ представления этой пьесы. На сцене находится, практически в натуральную величину, квартира номенклатурного советского чиновника Судакова, а зритель, в свою очередь, может видеть лишь две комнаты (гостиную и кабинет), находящиеся на авансцене. Действия, происходящие в других, скрытых от нас комнатах, транслируются на экраны над сценой. Таким образом, мы получаем наполовину спектакль, наполовину кино, что не может не сказаться на методе актёрской игры. Смешение кино- и театрального языка невольно приближает спектакль к известному слогану документального «Театра.doc» — театр, в котором не играют. И действительно, мы не видим на сцене актёров, а видим обыкновенных людей, живущих в своём гнезде и не обращающих на нас никакого внимания. При этом Богомолов не создаёт никакой четвёртой стены. Кажется, что он заменяет её киноэкраном, и герои, которые живут по ту сторону экрана, нас, зрителей, действительно не видят.
Мы попадаем в самый конец 70-х годов и понимаем, что присутствуем при самом первоначальном этапе формирования нашей современной политической «верхушки», так же, как понимаем то, что членов это «верхушки» испортила вовсе не доставшаяся им власть, а сама природа — они генетически гнилы и не чисты.
Но главное, что поражает в премьере Богомолова – это актёрский ансамбль, играющий на уровне Королевского оркестра Концертгебау, где не допустима ни одна фальшивая нота, ни одни лишний или отстающий инструмент, где всё держится на безоговорочно точном и уверенном попадании в нужный тон и смысл.
В ролях – Олег Табаков, Наталья Тенякова, Дарья Мороз, Павел Табаков, Александр Голубев, Роза Хайруллина, Анна Чиповская и другие.
Максим Чуклинов
Театральный критик