Театр — Государственный Театр Наций и Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Композитор – Роман Львович
Авторы либретто – И. Лычагина, И. Цунский
Дирижёр – Вольф Горелик
В ролях – А. Бакастова, С. Балашов, Д. Макаров, Н. Владимирская.
Здравствуйте, дорогие телезрители телеканала «Театр»! Мы хотим предоставить вашему вниманию телеверсию одноактной камерное оперы под названием «Ревизор. После комедии». Это воспоминание о знаменитой гоголевской истории от лица Марии Антоновны, дочки городничего.
У этой оперы очень интересная предыстория. Весной 2005-го года мне позвонил Леонид Евгеньевич Гаккель, знаменитый петербургский музыковед, советник по репертуару Мариинского театра и сказал, что у них, совместно с маэстро Гергиевым и прочим музыкально-театральным бомондом Санкт-Петербурга, появилась идея: объявить конкурс по написанию молодыми композиторами в возрасте до 35 лет одноактных камерных опер на сюжеты произведений Николая Васильевича Гоголя в преддверии 200-летия со дня его рождения.
Но есть одно условие: писать оперу можно только на сюжет, который еще ни разу не использовался в подобных жанрах, в крупных музыкальных формах. И оказалось, что это очень непростая задача. Потому что какой из ярких сюжетов ни возьми, оказалось, что все уже было. У Римского-Корсакова есть «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь». У Мусоргсокго – «Женитьба» и «Сорочинская ярмарка». У Щедрина – «Мертвые души». У Гладкова – «Вий». «Нос» и «Игроки» — у Шостаковича. Короче, что ни возьми, все уже использовано и разобрано.
Я думаю-думаю, звоню, говорю: «Невский проспект». Они говорят: «Уже две девочки на этот конкурс делают. Вам сложно будет третьим «Невским проспектом» с ними конкурировать». Я опять думаю-думаю: «Иван Иванович с Иваном Никифоровичем поссорился» — а уже у Банщиковщива написана давно опера, ждет своего часа. В общем, кроме переписки с друзьями, ничего практически не остается.
И вдруг я вспомнил, что у моей знакомой Ирины Лычагиной, режиссера Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, которая во время гастролей моей второй оперы «Марбургский счет» в Москве помогала мне с хореографией… Она пыталась сделать в Театре Наций напротив своего родного Театра им. Станиславского и Немировича драматический моноспектакль «Воспоминания о ревизоре от лица Марии Антоновны».
Я говорю: «Ну-ка, Ирочка, покажи, что там у тебя за материал, что там у тебя за пьеса, что за видеокассета». Она говорит: «Ой, а у меня есть идея, как это расписать для нескольких персонажей с небольшим хором». И через месяц они с ее приятелем Игорем Цунским прислали мне либретто. Через два месяца я закончил клавир, получил из рук маэстро Гергиева диплом и поощрительную премию.
Дальше пошел в Комитет по культуре, подал заявку на грант «Открытая сцена», получил этот грант. Театр наций предоставил площадку, и с командой Станиславского и Немировича-Данченко, с солистами, хором и оркестром мы выпустили эту премьеру. Которая до тех пор, пока, к сожалению для нас, не поменялось руководство Театра Наций, и помещение не закрыли на реконструкцию, она успешно шла.
Многие профессора воспитывают студентов московских и петербургских театральных академий на этой записи, как на примере современной оперы. Я надеюсь, многие регионы тоже проявляют к ней интерес. Я надеюсь, что когда закончится кризис, многие из вас смогут посмотреть какую-нибудь очередную ее постановку где-нибудь живьем, в театре.
А пока что предлагаем вашему вниманию телеверсию оперы «Ревизор. После комедии». Постановка команды Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко на сцене Государственного театра наций в Москве. Приятного просмотра!
Роман Львович
композитор