Спектакль «Cloture de l’amour» («Предел любви») был представлен московскому зрителю в рамках проекта «Французский театр. Впервые на русском». Молодой драматург (он же режиссёр) Паскаль Рамбер поставил в центр своей пьесы простой и всем знакомый конфликт – развод супружеский пары. И всё было бы достаточно банально, если бы не несколько осложняющих факторов.
Во-первых, действие происходит в репетиционном зале. Во-вторых, оба героя пьесы – актёры. В-третьих, структура пьесы создана таким образом, что между героями нет ни одного диалога – первые полспектакля говорит, точнее сыплет аргументы и обвинения своей жене Марк (Андрей Кузичев), следующие полспектакля говорит (скорее говорит, чем отвечает) София (Евгения Добровольская). У зрителя этого спектакля сразу же рождается желание разбить происходящее на два длинных монолога, выросших из одной проблемы, но здесь стоит вспомнить, что оба героя – актёры. Они живут вместе достаточно долго, и существуют в той профессии, где за это долгое время сформировались свои правила диалога. Будучи актёрами, они ставят слово на второе место после эмоции, и ни в коем случае нельзя забывать, что пока свою речь произносит один герой – второй не просто находится на сцене, а вступает в диалог своим молчанием. Оба персонажа придумали очень строгие правила этого словесного боя, они не пытаются парировать реплики, а просто принимают удар за ударом до тех пор, пока соперник не поставит точку. Нанести свою серию ударов можно лишь в том случае, если ты выстоял до конца. Поэтому молчание здесь является особой формой ведения диалога, более сложной и более уязвимой. В «Пределе любви» бой начинает вести Марк, начинает вдруг, беспощадно. Его речь давно продумана, он всё время меняет цель удара: то в мозг, то в сердце, то в душу, то в воспоминания. В его голове полно аргументов за то, что им надо расстаться, и против того, что бы вообще помнить друг друга. Абсолютоно неподготовленная София, никак не оборонясь, с огромным трудом сдерживает натиск бросаемых слов, но когда после сорока минут молчания и терпения мы слышим её первую фразу, то становится очевидно, что в этом бою она победила.
Максим Чуклинов
Театральный критик