Театр: Златоустовский государственный драматический театр «Омнибус»
Режиссёр-постановщик: Б.С. Горбачевский
Художник-постановщик: Б.А. Лысиков
По пьесе: Валентина Азерникова
В ролях: Любовь Вишневская, Наталья Фаустова, Юрий Чулошников, Александр Антонов
«Добрый день. Сегодня вы увидите наш спектакль «Мишель» Валентина Озерникова Златоустовского государственного драматического театра «Омнибус», который находится в городе Златоустье.
Эта пьеса мной была поставлена на заслуженную артистку лауреата государственной премии Любовь Вишневскую, которая работает в театре уже с 85 года. Уникальная актриса, личность. Была приглашена для работы в Александринский театр 3 года назад, но отказалась. Но она играет у меня и в «Чайке» Аркадину, ведущие роли и служит этому театру на протяжении стольких лет. И не собирается никуда уезжать и переходить в другие театры. И мы праздновали ее 60-летие недавно. Вот на эту актрису я кроме «Дорогой Памелы», где она играет Памелу, взял также пьесу Валентина Озерникова, современного сценариста, киносценариста, которого очень люблю.
Хочу сказать, что с современной драматургией у нас в театре дела обстоят неважно. И драматургия Коляды Николая, с которым я знаком и достаточно его уважаю. И других молодых ребят, которые пишут пьесы. Я думаю, что у них больше литература, нежели пьесы. И приходится многое за них придумывать и совершенствовать те диалоги, которые они прописывают как литературные.
Озерников, на мой взгляд, выделяется тем, что он прописывает сюжеты полнометражные и полноценные. Сюжеты объемные и с достаточно интересными персонажами, которые мы встречаем на сегодня каждый день в жизни под названием психотипов чудаков. Про которых в свое время писал Василий Макарович Шукшин. Это те талантливые люди, которые не хотят жить по чужой позиции. Если они романтики, они хотят стать романтиками до конца.
Я к своим спектаклям подбор музыкальной фактуры делаю сам, потому что по первой профессии я музыкант: организовывал вокально-инструментальные ансамбли. И первое, что у меня возникло — какая звуковая фактура должна соответствовать теме, про которую я говорю.
Там персонаж — художница, которой 50 с лишним лет, которая не сдает свои позиции, не гоняется за деньгами, живет по позициям воспитания 60-70 годов, она попадает в сумасшедший дом. И она лежит в больнице, потому что она на сегодня ненормальна, неадекватна по отношению к сегодняшней рыночной экономике, рыночной установке, где финансовые единицы все-таки мерило всего. А она живет по законам души. Конечно это ненормальный человек. И этот контрапункт музыкальной фактуры выявляет действительно философские смыслы, которые заложены в пьесе. И любовь, которую она встречает, и ее подруга, которая в сравнение с ней живет только финансовыми мерилами.
Все это вдруг, переплетаясь в музыку Beatles, расставляет на сегодняшний день настоящие, истинные акценты. А кто же вообще сумасшедший? Эта женщина, которая не хочет придавать своих принципов, либо окружающие люди, которые предали принципы, живут хорошо, имея деньги, но взамен этому отдали Мефистофелю свою душу? И в спектакле зритель считывает. И в финале со зрителем происходит катарсис, когда он понимает, что она — здоровый человек, а остальные окружающие — больные люди.
Мне кажется, на сегодня эта тема несет в себе библейскую глубину. А именно: не продавай свою душу ради благ, которые являются мифическими моментами в жизни. А мало того, дьявольским искусителям, которые только на какой-то час могут человека удовлетворить. А дальше как жить? Это тему ставил Достоевский, в «Преступлении и наказании».
Спектакль идет у нас уже три года. Зрители просят эти темы, которые мы через театр, через сцену им предлагаем. Зритель вместе с актерами сопереживает, решает эти проблемы и выходит из зрительного зала действительно с глазами задумчивыми, растерянными и глубокими. Потому что все-таки театр, на мой взгляд, институт человековедения. Всегда есть, был и будет. Исследование человеческой души, души врачевания. Миссия театра, мне кажется, русского психологического, всегда была мощная в этом направлении. И ее отнять невозможно, хотя сейчас нападки на психологический театр очень мощным антитеатром идут. Но я воспитан на психологическом театре и считал, считаю и буду считать, что только такое направление театра, психологическое, душевное, духовное, нравственное, библейское, позволит человеку оставаться человеком».
Борис Горбачевский
Заслуженный деятель искусств России
Главный режиссёр Златоустовского драмтеатра «Омнибус»