Владимир Клименко, известный театральному миру как андеграундный режиссёр Клим, провёл на сцене проекта «Платформа» мастер-класс под названием «Феномен человека играющего и волшебный мир». В этой заметке мы не будемпытаться пересказать суть теории Клима, тем более, что теорию эту лучше показывать. Здесь хочется сказать несколько слов о самом Климе, потому что он является одним из немногих современных режиссёров, создавших свою философию театра.
Феномен человека играющего исследовался, пожалуй, во все времена, когда театр сколько-нибудь теоретизировался. Начиная с Аристотеля и заканчивая исследователями XX-XXIвв все пытались понять и объяснить природу актёрской игры, природу игры как таковой, потому что именно от этого зависело отношение к театру, как к философскому институту. Вступая в полемику с многовековыми вариантами ответов на поставленный вопрос, Клим вырабатывает свою теорию, отталкивающуюся от понятия воли и безумия. Будучи отличным теоретиком, Клим вводит в свою концепцию привычные, казалось бы, термины, но наделяет их во многом иным смыслом. Да и вообще, во всём, что он представляет публике, слово слегка девальвируется, вперёд выходит жест, эмоция. Способ подачи своих мыслей периодически противоречит самим мыслям: так, например, одна из центральных идей, заключающаяся в том, что «безумие», живущее в каждом, нельзя пускать в «игру», что жест должен идти не от органов, а от своей формальной оболочки, вступает в ироничное противоречие с экспрессивной манерой поведения оратора.
Клим, бывший студентом Васильева и Эфроса, много перенял от них обоих. Но главное, чем он обладает, и чем должен обладать каждый режиссёр – это умение делать из театра науку, способность теоретизировать, подкладывать под свою «школу» личную, обоснованную философию.