Театр — «У Никитских Ворот».
Книга Библии.
Моноспектакль Валерия Шеймана
Автор идеи и режиссёр – Марк Розовский
Художник – Станислав Морозов
«Здравствуйте, дорогие друзья! Мы смотрим спектакль «Театра у Никитских Ворот» под руководством Марка Григорьевича Розовского.
У этого театра маленький зал. Но за почти 30 лет своего существования там появилась своя публика, заинтересованная, влюбленная, которая ходит на все спектакли. Критики относятся к спектаклям Розовского по-разному. Что-то горячо принимают, что-то не менее горячо осуждают. Но, тем не менее, это очень живой театр, который пополняется все время молодежью.
Вы увидите очень необычный, очень важный и очень интересный спектакль. Вы знаете, в истории театра сохранились сведения о том, что великий режиссер Евгений Багратионович Вахтангов мечтал поставить Библию. Это мечта так и не удалась. И все вы, кто хотя бы несколько раз в жизни открывал эту великую книгу, понимаете, что поставить ее практически невозможно.
И вот Розовский пошел на очень неожиданный, очень смелый эксперимент. Он поставил одну из самых трудных, одну из самых горьких частей Библии – книгу Экклезиаста. Я не знаю, сделал ли бы он это, если бы несколько лет назад в его театр не приехал из Ульяновска замечательный актер Валерий Шейман.
Валерий Сергеевич Шейман уже несколько лет в Театре у Никитских ворот. Он сыграл уже довольно много ролей. Но, естественно, о такой роли можно было только мечтать. Потому что представьте себе, что это такое – на 1,5 часа остаться перед зрительным залом один на один с текстом Библии, из которого все мы с вами очень хорошо знаем одну фразу: «Все суета сует и всяческая суета».
Воплотить это театрально, показать, что это такое. Это не просто чтение, это не чтение великой книги, — это театр. Это театр, который сделан из Библии, и сделан очень неожиданно, потому что зал погружен в абсолютное молчание. Но это не то молчание-недоумение, которое иногда бывает в зрительных залах наших театров. Это молчание-постижение, это попытка проникнуть в то, о чем говорит этот человек. О том, что даже если накопить за жизнь очень много материальных благ, вдруг оказывается, что все это не нужно. Потому что не накоплены другие, главные, духовные, без которых не может продолжаться жизнь, без которых не может стоять мир.
Мне кажется, что вы будете смотреть этот спектакль, получая от этого урок, – не удовольствие, потому что от этого трудно получить удовольствие, — а урок. Урок того, в каком градусе человек должен задумываться о смысле собственной жизни и о смысле жизни на земле, вообще».
Наталья Старосельская
театральный критик