Театр — Санкт-Петербургский Молодёжный театр на Фонтанке.
По пьесе М. Булгакова.
Режиссёр – Семён Спивак
Художник-постановщик – Семён Пастух
В ролях – А. Шимко, Н. Рязанцева, Р. Нечаев, Е. Клубов и др.
«Одна из спектаклей Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке — это «Дон Кихот» Михаила Булгакова. Само обращение к этой пьесе вызвало немало удивления. Не только у меня. Я знаю, что и многих других тоже, потому что обычно театры обращаются к пьесе Евгения Шварца «Дон Кихот». Его переложение романа Сервантеса кажется всем более театральным, более – слово «облегченный» здесь не очень хорошо употреблять, – но более доходчивым, скажем так.
У Булгакова все это гораздо сложнее. У Булгакова все это пропущено через эстетику Сервантеса и насыщено сегодняшней, современной для Михаила Афанасьевича Булгакова жизнью. Тем не менее, Спивак выбрал именно эту пьесу.
Спектакль удивительно веселый. Вы знаете, можно полспектакля просмеяться над судьбой Дон Кихота, над его домашними, над историей их с Санчо Пансой похождений. Но в конце половина зала, если не три четверти зала обязательно заплачут. Потому что нам станет очень грустно и горько, потому что мы поймем, что ушел не просто рыцарь печального образа, Дон Кихот Ламанческий, которого совершенно замечательно играет превосходный артист Андрей Шинко. Тоже еще совсем молодой, а мы с вами привыкли к тому, что Дон Кихот уже человек в возрасте.
Просто Спивак сумел соединить три времени: время Сервантеса, время Булгакова и наше сегодняшнее время. Когда ветряные мельницы, с которыми мы сражаемся, уже не так смешны, как, наверное, страшны. Когда вот этот идеализм человеческий, с одной стороны, остается идеализмом, а, с другой стороны, он уже больше похож на эгоизм. И поэтому надо всмотреться и надо что-то понять. И надо понять, что из-за нашего стремления осчастливить все человечество страдают наши близкие и вынуждены прибегать к каким-то немыслимым мерам для того чтобы вернуть своего хозяина, своего дядюшку. Вернуть его в дом, где он бы жил бы нормально, с их точки зрения.
А что такое «нормально»? Он не может жить без рыцарских поступков. Он не может не защищать кого-то. Он не может не выдумывать себе прекрасную Дульсинею. Он не может не бороться за счастье людей так, как понимает его он.
Что это такое сегодня? Хорошо это или плохо? Опасно это или безопасно? «Это очень грустно», – говорит нам Спивак, вот так завершая свой спектакль».
Наталья Старосельская
театральный критик